Максимальная подвижность суставов

Предлагаем ознакомится со статьей на тему: "максимальная подвижность суставов" с детальными комментариями и методологией лечения и профилактики.

Изображение - Максимальная подвижность суставов aktivnaya-i-passivnaya-podvizhnost-sustavov

Самые полные ответы на вопросы по теме: “активная и пассивная подвижность суставов”.

По форме проявления различают гибкость активную и пассивную.

Активная гибкость – это способность выполнять движения с большой амплитудой за счёт собственной активности соответствующих мышц.

Пассивная гибкость – это способность к достижению максимально возможной подвижности в суставах под действием внешних растягивающих сил: усилий партнёра, внешнего отягощения, специальных приспособлений и т. п.

По способу проявления гибкость подразделяют на динамическую и статическую. Динамическая гибкость проявляется в движениях, а статическая в позах.

Выделяют также общую и специальную гибкость. Общая гибкость характеризуется высокой подвижностью (амплитудой движений во всех суставах: тазобедренном, голеностопном, плечевом, локтевом, в позвоночнике). Специальная гибкость – амплитудой движений конкретного упражнения.

Видео (кликните для воспроизведения).

Показатели пассивной гибкости всегда выше показателей активной гибкости. Активная гибкость реализуется при выполнении различных упражнений, и поэтому на практике её значение выше, чем пассивной гибкости, которая отражает величину резерва для развития активной гибкости.

Фактором, влияющим, на подвижность в суставах является также общее функциональное состояние организма в данный момент: под влиянием утомления активная гибкость уменьшается (за счёт снижения способности мышц к полному расслаблению после предшествующего сокращения), а пассивная гибкость увеличивается (за счёт меньшего тонуса мышц, противодействующих растяжению).

Наиболее интенсивно гибкость развивается до 10-14 лет. При этом для развития пассивной гибкости сенситивным периодом будет являться возраст 9-10 лет, а для активной 10-14 лет. После 15-16 лет показатели гибкости стабилизируются и если не выполнять упражнений, направленно воздействующих на развитие гибкости. Она начинает уменьшаться уже в юношеском возрасте.

Раздел статьи: Теория и методика физической культуры

Красивая осанка и походка во многом зависят от гибкости тела, которая определяется по степени наклона туловища вперёд. Гибкость, в свою очередь, зависит от подвижности суставов.

Так что же такое подвижность суставов? Она проявляется в двух формах: при пассивных и активных движениях. Пассивное движение осуществляется с помощью партнёра или собственной силой (например, сгибание кисти левой руки правой). Активное движение выполняется за счёт сокращения мышц, участвующих в движении. Величина активной подвижности всегда меньше пассивной, которая является резервом для увеличения первой.

Движения, выполняемые человеком, осуществляются подвижными соединениями костей и суставов. Эти соединения состоят из суставной сумки, окружающей в виде замкнутого чехла сочленяющиеся концы костей, и связок, укрепляющих сустав. Внутри суставной сумки находится суставная полость, а в ней особая жидкость, которая предохраняет от трения суставные поверхности костей. Кроме того, эти поверхности покрыты гладким гиалиновым хрящом, что также уменьшает трение в суставе.

Все движения в суставах вращательные. Осью вращения считается линия, вокруг которой совершается движение. При этом сочленённые кости двигаются в плоскости, перпендикулярной оси вращения. Оси, пересекающиеся в одной точке и перпендикулярные друг другу, называют главными. Различают три главных оси вращения в суставах: переднезаднюю, вокруг которой происходит отведение и приведение; поперечную – сгибание и разгибание; вертикальную – вращение внутрь и наружу. Кроме этих движений, в суставе возможны круговые движения.

Характер движений в суставах зависит от формы суставных поверхностей. Большинство шаровидных и ореховидных суставов (плечевой, тазобедренный и др.) имеют три оси вращения; вокруг двух осей осуществляется вращение в яйцевидных, эллипсовидных и седловидных суставах (лучезапястный, запястно-пястный сустав 1-го пальца кисти и др.); только одну ось имеют блоковидные и цилиндрические суставы (коленный, плечелоктевой, лучелоктевой, межфаланговые суставы стопы и др.).

Амплитуда движений в суставах определяется работой их тормозных аппаратов (если бы движение не тормозилось, оно продолжалось бы бесконечно в одном направлении, даже при минимальной величине движущих сил, а амплитуда была бы безграничной) – мышц, связок и суставной сумки. Мышцы являются, главным образом, тормозом активных движений. К тормозам пассивного движения относятся мышцы, связочный аппарат и суставная сумка, а ограничителем движения – кости.

Выполняя трудовые и спортивные движения, человек использует сравнительно небольшую часть предельно возможной подвижности (гибкости), при этом постоянно сохраняется резерв пассивной подвижности, который может быть использован в любой момент. Однако при занятиях такими видами спорта, как гимнастика, плавание, лёгкая атлетика, игры и др., проявляется максимальная подвижность в суставах.

В период обучения в школе у детей значительно изменяется величина сочленяющихся суставных поверхностей, эластичность мышечно-связочного аппарата и суставных сумок. Естественно поэтому, что и величина подвижности в суставах у детей разного возраста неодинакова. Наибольшие изменения подвижности в суставах наблюдаются в младшем и среднем возрасте. После 14 лет, если специально не заниматься упражнениями на гибкость, подвижность в суставах резко ухудшается. С возрастом разница между активной и пассивной подвижностью в суставах уменьшается, так как ухудшается эластичность мышечно-связочного аппарата, и происходят изменения. Эти особенности должны учитывать преподаватели физкультуры в процессе воспитания гибкости у школьников.

Читайте так же:  Опухли суставы ног как лечить
Видео (кликните для воспроизведения).

Если систематически выполнять специальные упражнения на растягивание, то за короткий срок (6-8 месяцев) можно достичь амплитуды предельно возможных движений в суставах. Так, например, при систематической тренировке мышечно-связочного аппарата сгибание ноги в тазобедренном суставе возможно до упора ноги о туловище.

Объём возможной подвижности в суставах у школьников.

Объём возможной подвижности, град.

Амплитуда вращения предплечья

Позвоночный столб при сгибании (по М.Ф. Иваницкому)

Подвижность тазобедренных суставов при сгибании туловища

При разгибании (по М.Ф. Иваницкому)

При наклонах в сторону (по М.Ф. Иваницкому)

Разгибание при участии таза и позвоночного столба

Выполняя упражнения на растягивание, движения следует доводить до наибольшей амплитуды (до появления в суставах болевых ощущений).

Примерная дозировка упражнений для развития гибкости указана в таблице 2.

Примерная дозировка упражнений для развития подвижности в суставах.

Наклоны в стороны

На начальном этапе развития подвижности в суставах достаточно заниматься 3 раза в неделю, затем ежедневно. Перед выполнением упражнений всегда необходима разминка. Чем лучше будет подготовлен мышечно-связочный аппарат, тем совершеннее выполняются движения, тем меньше риск получить различные растяжения, разрывы мышц, сухожилий и т.д. Разминка может быть тем интенсивнее, чем ниже температура воздуха.

Разогреваться рекомендуется до появления пота. Потоотделение обычно начинается через 3-5 минут непрерывного бега в умеренном темпе. После бега следует выполнять специальные упражнения для мышц туловища, плечевого пояса, рук и ног. Чтобы разогреть эти группы мышц, достаточно использовать 6-8 упражнений, причём каждое из них выполняется по 6-10 раз.

Примерный комплекс разминки перед выполнением упражнений на растягивание:

Лёгкий бег на месте (или в движении) по 1-2 мин – 3 раза.

Поднимание рук вверх и опускание – 4-6 раз.

Наклоны вперёд и назад – 6-8 раз.

Наклоны в стороны – 6-8 раз.

Приседания – 5-6 раз.

Махи ногами вперёд – назад и в стороны – по 4-6 раз каждое.

Лёгкие прыжки на месте – 18-20 прыжков.

Ходьба на месте – 20-30 сек.

Вслед за этими важно выполнить комплекс упражнений, улучшающих подвижность в суставах (от 6 до 8 упражнений).

Для развития подвижности в суставах используются упражнения пассивного и активного характера. К упражнениям пассивного характера (упражнения на растягивание) относятся:

пассивные движения, выполняемые с помощью партнёра (например, наклоны вперёд из положения сидя);

пассивные движения, выполняемые с небольшими отягощениями (например, рывки руками в стороны с гантелью);

пассивные упражнения, при которых используется собственная сила (например, притягивание туловища к ногам, сгибание кисти другой руки и т.д.);

различные махи, рывки и наклоны; выполняемые с полной амплитудой; без предметов, с предметами;

статические упражнения (удержание в отведённом до предела положении конечности в течение 5-6 сек).

При статических упражнениях партнёр отводит конечность напарника до предела и удерживает в отведённом положении в течение определённого времени (3-6 сек).

Упражнения на растягивание обеспечивают прирост подвижности в суставах за счёт улучшения растяжимости мышечно-связочного аппарата. Они воздействуют непосредственно на суставную сумку, мышцы и связки, способствуют их укреплению и растяжению, повышают эластичность мышц.

При использовании упражнений на растягивание развивается как активная, так и пассивная подвижность в суставах. Но в большей степени они развивают пассивную подвижность.

При развитии активной подвижности в суставах большое место отводится силовым упражнениям в сочетании со специальными упражнениями на растягивание. Комплексное использование силовых упражнений и упражнений на растягивание способствует не только увеличению силы мышц, но и их растяжимости и эластичности, а также прочности мышечно-связочного аппарата.

Увеличить активную подвижность в каком-либо движении в принципе можно двумя путями: за счёт увеличения пассивной подвижности, а также максимальной силы.

При развитии активной подвижности рекомендуется использовать силовые упражнения. Максимальное силовое напряжение при этих упражнениях создаётся за счёт перемещения какого-то небольшого отягощения с максимальной амплитудой.

Для развития активной подвижности также следует использовать упражнения с внешним сопротивлением: вес предметов, противодействие партнёра, сопротивление упругих предметов, статические силовые упражнения, выполняемые в виде максимальных напряжений 3-4 сек.

Упражнения на гибкость важно выполнять в определённой последовательности: упражнения для суставов рук, туловища и ног.

При серийном выполнении упражнений на гибкость рекомендуется использовать в промежутках упражнения на расслабление. Например, серия: упражнения для суставов верхней конечности, для туловища, для суставов нижней конечности, упражнения на расслабление.

В 9-13 лет подвижность в суставах развивается почти в 2 раза эффективнее, чем в старшем дошкольном возрасте. Это объясняется большей в этом возрастном периоде растяжимостью мышечно-связочного аппарата. Так, после однократной тренировки увеличение относительной растяжимости мышечно-связочного аппарата у детей 10-12 лет, не занимающихся спортом, составляет в плечевом суставе 10-12%, позвоночном столбе – 8-9%, тазобедренном суставе – 10-12%, а у детей 15-17 лет соответственно – 5-6, 4-5, 8 – 10%.

Читайте так же:  8 образная повязка на голеностопный сустав

Показатели подвижности не могут длительное время удерживаться на требуемом уровне. Если из тренировки исключаются упражнения на гибкость, то уровень показателей подвижности падает. Поэтому данными упражнениями рекомендуется заниматься постоянно.

15. Гибкость (подвижность в суставах) характеристика, средства и методы её воспитания.

Гибкость – это способность выполнять движения с большой амплитудой (подвижность в суставах всего тела). Не следует путать с понятием подвижность сустава.

Факторы проявления гибкости:

+ анатомические (ограничителями движений являются кости)

+ гибкость обусловлена центрально-нервным тонусом мышц и напряжением мышц антогонистов

+ внешние условия (время суток, температура воздуха, разминка)

+ общее функциональное состояние в данный момент

По форме гибкость различают:

-активная (без нагрузки) 10-14 лет.

-пассивная (с нагрузкой) 9-10 лет.

ДАГ (дефицитоактивная гибкость) = Акт. Гиб. – Пас. Гиб – это информативный показатель суставного и мышечного аппарата спортсмена

По способу проявления гибкость подразделяют на:

динамическую (проявляется в движениях);

статическую (проявляется в позах);

общую (характеризуются высокой амплитудой движений во всех суставах (плечевом, локтевом, голеностопном, позвоночника и др.)).

специальную (амплитудой движений, соответствующей технике конкретного двигательного действия).

упражнения, которые можно выполнять с максимальной амплитудой – упражнения на растягивания, различают:

пассивныестатические (с помощью партнера, собственного веса тела или силы, требуют сохранения неподвижного положения с предельной амплитудой в течение определенного времени (6-9сек.) после этого следует расслабление, а затем повторение упражнения).

Упражнения на гибкость важно сочетать с упражнениями на силу и расслабление, т.к. это способствует увеличению прочности мышечно-связочного аппарата

1)основной метод – повторный (упражнения выполняются сериями).

В последнее время широко используется метод стретчинг (Боб Андерсон), Суть: мышца растягивается до максимальной длины и удерживается некоторое время, потом еще растягивается и еще удерживается. Промежуток времени удержания от 10 сек до 60 сек, повторяем 2-6 раз.

16. Контрольные упражнения (тесты) для определения уровня развития физических качеств.

Термин тест в переводе с английского языка означает проба, испытание. Тесты применяются для решения многих научных и практических задач. Среди других способов оценки физического воспитания человека (наблюдение, экспертные оценки) метод тестов (в нашем случае – двигательных или моторных) является главным методом, используемым в спортивной метрологии и других научных дисциплинах.

Тест – это измерение или испытание, проводимое для определения способностей или состояния человека. Для теста нужно соблюдать жесткие требования, проводить в одинаковых условиях

Система использования тестов в соответствии с поставленной задачей, организацией условий, выполнением тестов испытуемыми, оценка и анализ результатов называется тестированием.

В основе тестов, используемых в физическом воспитании, лежат двигательные действия (физические упражнения, двигательные задания). Такие тесты называются двигательными или моторными.

Учитель физической культуры должен, определить: в какие сроки лучше организовать тестирование, как осуществлять его на уроке и как часто следует проводить тестирование.

Сроки тестирования согласуются со школьной программой, которая предусматривает обязательное двухразовое тестирование физической подготовленности учащихся. Первое целесообразно проводить во вторую – третью неделю сентября (после того как учебный процесс войдет в нормальное русло), а второе – за две недели до окончания учебного года.

Знание годичных изменений в развитии двигательных способностей детей позволяет учителю вносить соответствующие коррективы в процесс физического воспитания на следующий учебный год. Однако учитель должен и может проводить более частое тестирование, вести так называемый оперативный контроль.

Тестирование на уроке необходимо увязать с его содержанием. Другими словами, примененный тест или тесты при соблюдении соответствующих требований (как к методу исследования) должен органически входить в состав запланированных физических упражнений.

Частота проведения тестирования во многом определяется темпами развития конкретных физических способностей, возрастно-половыми и индивидуальными особенностями их развития.

1) Тесты для измерения выносливости. При помощи тестов на выносливость определяется, прежде всего, функциональное состояние сердечно-сосудистой и дыхательной систем: 12-минутный беговой тест Купера, Гарвардский степ-тест, Бег или ходьба на 600, 800, 1000м. (дети 7-10 лет), 2000м. (11-14 лет), 3000м. (15-18 лет), и более метров (5000-42195м.) в зависимости от возраста, пола, индивидуальных особенностей; Тест «Лечь – сесть; Отжимание в упоре лежа.

2) Тесты для измерения силовых способносте (статистическои и динамической силы).

Для измерения уровня развития статической силы различных мышечных групп используются динамометры. Для динамической силы: подтягивания, отжимания на параллельных брусьях, отжимание от пола, поднимание туловища из положеня лежа с согнутыми коленями, подъем переворотом на высокой перекладине.

3) Тесты для измерения скоростно-силовых качеств: прыжок в длину с места с двух ног, метание (толчок) набивного мяча (1-3кг.) из различных исходных положений двумя и одной рукой.

4) Тесты для измерения скоростных способностей:

а) для оценки быстроты простой и сложной реакции: время реакции на свет, звук, прикосновение

Читайте так же:  Отек сустава ступни

б) для оценки скорости одиночных движений; время удара, передачи, одного шага

в) для оценки максимальной частоты движений в разных суставах: частота движений рук и ног оценивается с помощью простейших приборов (теппинг-тестов).

г) для оценки скорости, проявляемой в целостных двигательных действиях: бег на 30, 50, 60, 100м. на скорость преодоления дистанции (с низкого и высокого старта.)

5) Тесты для измерения гибкости: наклоны туловища вперед в положении седа, «мостик», разведение ног в стороны.

6)Тесты для оценки КС, относящихся к целостным двигательным действиям: челночный бег (3х10м.), три кувырка вперед, метание теннисного мяча на точность попадания.

7) Тесты для оценки специфических координационных способностей: бросок мяча в цель, стоя спиной к цели.

8) Тесты для определения способности и комплексной реакции: отпускание палки – реакция.

17. Характеристика общеметодических принципов обучения в ФВ.

Общеметодические принципы — это отправные положения, определяющие общую методику процесса физического воспита­ния. Систематическое воздействие физическими упражнениями на организм и психику человека может быть успешным в том случае, когда методика применения физических упражнений согласуется с закономерностями этих воздействий. Они отражают основные и общие положения, а также рекомендации, сделанные из сопос­тавления данных ряда наук, изучающих разные стороны процесса физического воспитания. Рассматривая общеметодические прин­ципы, мы раскрываем основные закономерности физического воспитания и выясняем методические положения, вытекающие из них.

Принцип сознательности и активности

Назначение принципа сознательности и активности в физи­ческом воспитании состоит в том, чтобы сформировать у занима­ющихся глубоко осмысленное отношение, устойчивый интерес и потребности к физкультурно-спортивной деятельности, а также побуждать их к оптимальной активности.

Реализация рассматриваемого принципа должна приводить к обогащению занимающихся знаниями, глубокому пониманию техники различных упражнений, воспитанию сознательного и активного отношения к процессу физического воспитания.

Сознательность — это способность человека правильно разби­раться в объективных закономерностях, понимать их и в соответ­ствии с ними осуществлять свою деятельность. Основой созна­тельности являются предвидение результатов своей деятельности и постановка реальных задач. Сознательность придает обучению воспитывающий характер и в значительной мере способствует формированию высоких морально-психологических и профес­сиональных качеств лкчности.

Активность — это мера или величина проявляемой человеком деятельности, степень его включения в работу. Активность в дидактическом плане выступает как предпосылка, условие и ре­зультат сознательного усвоения знаний, умений и навыков.

Активность человека является фактором, за­висящим от сознания. При этом сознание направляет и регулиру­ет деятельность посредством таких категорий, как знание, моти­вация, потребности, интересы и цели.

Из данного принципа вытекают следующие требования.

1 Постановка пели и задач занятия и осознание их занимаю­щимися.

2 Сознательное изучение и освоение двигательных действий в педагогическом процессе.

3 Осознание способов и возможностей применения приобре­тенных знаний, умений, навыков в практике жизни.

4 Воспитание инициативы, самостоятельности и творческого ак­тивного отношения к процессу физического совершенствования.

Принцип доступности и индивидуализации

Принцип доступности и индивидуализации в физическом вос­питании означает требование оптимального соответствия задач, средств и методов физического воспитания возможностям зани­мающихся.

При реализации принципа должна быть учтена готовность занимающихся к обучению, выполнению той или иной трениро­вочной нагрузки и определена мера доступности задания.

Назначение принципа доступности и индивидуализации заклю­чается в следующем:

1. обеспечить для каждого занимающегося наиболее оптималь­ные условия для формирования двигательных умений и навыков, развития физических качеств, совершенствования физической работоспособности;

2. исключить негативные, вредные последствия для организ­ма человека от чрезмерных, непосильных тренировочных нагру­зок, требований, заданий.

Критериями для определения доступных нагрузок и заданий являются:

1) объективные показатели:

— показатели здоровья (артериальное давление, различные функциональные пробы, кардиограммы и др.);

— показатели тренированности (динамика спортивных резуль­татов, динамика роста физических качеств и технической подго­товленности, МПК — максимальное потребление кислорода, ЖЕЛ — жизненная емкость легких и др.);

2) субъективные показатели (сон, аппетит, самочувствие, же­ лание тренироваться и участвовать в соревнованиях и др.).

Гибкость – это одно из пяти основных физических качеств человека. Она характеризуется степенью подвижности звеньев опорно-двигательного аппарата и способностью выполнять движения с большой амплитудой.

Гибкость элементарное условие качественного и количественно хорошего выполнения движений. Недостаточно развитая подвижность в суставах является причиной того, что приобретение определенных двигательных навыков становится невозможным или темп их усвоения и усовершенствования – медленный. У спортсмена легко возникают повреждения; развитие силы, быстроты, выносливости и ловкости задерживается или уровень их развития не может быть использован полностью; амплитуда движения ограничивается, вследствие этого скорость движений снижается (слишком короткие пути ускорения, например, в метаниях и толкании). К тому же спортсмены работают с повышенным напряжением сил, что в свою очередь, быстрее утомляет. При недостаточно развитой подвижности в суставах снижается качество управления движениями не только в тех видах спорта, где оно составляет непосредственный предмет оценки достижений (технические виды спорта), но также и во всех других. Если атлет обладает резервами (запасом) гибкости, то он может выполнить свое упражнение с большей силой, быстрее, легче и выразительнее. Недостаточно развитая гибкость затрудняет координацию движения человека, так как ограничивает перемещение отдельных звеньев тела.

Читайте так же:  Лечение коксартроза коленного сустава 2 степени

В практике часто определяют гибкость способностью человека достичь определенного положения (напр. выполнить продольный или поперечный шпагат, способность встать из стойки на гимнастический или борцовский мост, коснутся лбом коленей при выпрямленных ногах). Термин «гибкость» обычно используют для интегральной оценки подвижности звеньев тела или если имеют в виду суммарную подвижность в суставах всего тела. А применительно к отдельным суставам правильнее говорить «подвижность», а не «гибкость», например, подвижность в плечевых, тазобедренных или голеностопных суставах. Человек не одинаково гибок во всех суставах. Где-то уровень гибкости выше, где-то ниже. Также различается уровень развития гибкости в различных направлениях в одном суставе. Если вы легко садитесь на продольный шпагат, это совершенно не означает, что вы также легко сядете на поперечный шпагат.

1.1. Активная и пассивная гибкость

Под пассивной гибкостью понимают максимально возможную подвижность в каком-либо суставе, которую спортсмен в состоянии продемонстрировать с помощью внешних сил, создаваемых партнером, снарядом, отягощением и т.д. Измеряя пассивную подвижность, можно достаточно точно определить степень растяженности мышц, ограничивающих амплитуду движения.

Под активной гибкостью подразумевают максимально возможную подвижность в каком-либо суставе, предельную амплитуду движения, которую спортсмен в состоянии продемонстрировать самостоятельно, без посторонней помощи, используя только силу своих мышц. Показатели активной гибкости характеризуют, следовательно, не только степень растяженности мышц-антагонистов, но и силу мышц, выполняющих движение.

Величины активной гибкости меньше величин пассивной гибкости. Разность между этими величинами и ее изменение в процессе целенаправленного обучения должны учитываться в практике как существенный для спортсмена параметр. Иногда факторы, которые отрицательно влияют на активную гибкость, могут способствовать увеличению пассивной гибкости (например, утомление). Разницу между активной и пассивной гибкостью называют резервом гибкости. В идеальном случае, когда амплитуда активных движений достигает пределов анатомической подвижности сустава, величины активной и пассивной гибкости становятся одинаковыми.

1.2. Классификация гибкости в зависимости от режима работы мышечных волокон

Классификация гибкости зависимости от режима работы мышечных волокон, а также наличия или отсутствия внешней помощи выделяют восемь основных разновидностей гибкости (таблица 1): активную статическую (АСГ), активную динамическую (АДГ), пассивную статическую (ПСГ), пассивную динамическую (ПДГ), дозированную пассивно-статическую (ДПСГ), максимальную пассивно-статическую (МПСГ), дозированную пассивно-динамическую (ДПДГ) и, наконец, максимальную пассивно-динамическую (МПДГ). Все разновидности пассивной гибкости измеряются при внешней помощи. Максимальные показатели пассивной гибкости достигаются не при дозированной, а при максимальной внешней помощи.

Основные разновидности гибкости

Режим работы мышечных волокон

Наличие, или отсутствие внешней помощи

1. Активно- статическая

Величина прилагаемой внешней помощи в пассивных упражнениях

5. Дозированная пассивно-статическая (удержание позы с внешней помощью)

6. Дозированная пассивно-динамическая (пружинистые движения с внешней помощью)

7. Максимальная пассивно-статическая (удержание позы при максимальной внешней помощи)

8. Максимальная пассивно-динамическая (пружинистые движения с максимальной внешней помощью)

С введением двух дозированных и двух максимальных показателей пассивной гибкости появляется возможность определить различия между ними, с одной стороны, и показателями активной и пассивной гибкости – с другой. Эти различия характеризуют величины дефицита или запаса гибкости. В частности, разность ДПСГ – АСГ – это дозированный дефицит активно-статической гибкости (ДДАСГ), разность МПСГ – АСГ – максимальный дефицит активно-статической гибкости (МДАСГ), разность ДПДГ – АДГ – дозированный дефицит активно-динамической гибкости (ДДАДГ), разность МПДГ – АДГ – максимальный дефицит активно-динамической гибкости (МДАДГ). И, наконец, разности между максимальными и дозированными показателями пассивной гибкости позволяют определить интервалы болевого порога. Так, разность МПСГ – ДПСГ характеризует в пружинистых движениях статический интервал болевого порога (СИБП), а разность МПДГ – ДПДГ – динамический интервал болевого порога (ДИБП).

Таким образом, можно, составить систему из 12 показателей гибкости (таблица 2): два активных (статическая и динамическая), два дозированных (пассивно-статическая, пассивно-динамическая), два максимальных (пассивно- динамическая, пассивно-статическая), четыре рассчитываемых по разнице между показателями пассивной и активной гибкости (ДДАСГ, МДАСГ, ДДАДГ, МДАДГ) и два рассчитываемых по разнице между максимальными и дозированными показателями пассивно-статической и пассивно-динамической гибкости (СИБП, ДИБП).

Система из 12 показателей гибкости

Система показателей гибкости

По уровню двигательной активности и величинам собственных мышечных усилий

По величинам дозирования внешней помощи

По разнице между показателями пассивной и активной гибкости

По разнице между максимальными и дозированными пассивно-статистическими и пассивно-динамическими показателями гибкости

Активная статистическая гибкость-АСГ (поддержание позы)

Дозированная пассивно- статистическая гибкость-ДПСГ (поддержание позы с внешней помощью)

Дозированный дефицит активно-статистической гибкости ДДАСГ=ДПСГ-АСГ

Статистический интервал болевого порога СИБП=МПСГ-ДПСГ

Активная динамическя гибкость-АДГ (пружинистые движения)

Дозированная пассивно- динамическая гибкость (пружинистые движения с внешней помощью)

Максимальный дефицит активно-статистической гибкости МДАСГ=МПСГ-АСГ

Динамический интервал болевого порога ДИБП=МПДГ-ДПДГ

Читайте так же:  Малоинвазивная терапия при заболевании суставов

Максимальная пассивно-статистическая гибкость МПСГ (поддержание позы при максимальной внешней помощи)

Дозированный дефицит активно-динамической гибкости ДДАДГ=ДПДГ-АДГ

Максимально пассивно-динамическая МПДГ (пружинистые движения при максимальной внешней помощи)

Максимальный дефицит активно-динамической гибкости МДАДГ=МПДГ-АДГ

1.3. Общая и специальная гибкость

Общая характеризует подвижность во всех суставах тела и позволяет выполнять разнообразные движения с большой амплитудой. Особенности гибкости имеют свою специфику в зависимости от рода деятельности. Специальная гибкость – предельная подвижность в отдельных суставах, определяющая эффективность спортивной или профессионально-прикладной деятельности. Различные виды спорта предъявляют специфические требования к гибкости, что обусловлено, прежде всего, биомеханической структурой соревновательных движений. Но в каждом виде спорта есть еще и свой, типичный для него тип гибкости. Например, гребцам, специализирующимся в академической гребле, необходимо иметь максимальную подвижность в суставах позвоночного столба, плечевых и тазобедренных суставах. Конькобежцам и бегунам в тазобедренных, коленных голеностопных. Лыжникам в плечевых, тазобедренных, коленных и голеностопных. Пловцам – это подвижность плечевых и голеностопных суставов, а боксеру необходимо особенно отрабатывать подвижность суставов рук и эластичность голеностопных связок.

Для нахождения эффективных средств развития гибкости необходим комплексный подход, объединяющий различные области познания, что поможет выявить причинно-следственную связь всех сторон изучаемого качества. Гибкость зависит от эластичности (податливости) мышц и связок. Эластичные свойства мышц могут в значительной мере меняться под влиянием центральной нервной системы (например, при эмоциональном подъеме на соревнованиях гибкость увеличивается).

Существенную роль в ограничении подвижности в суставах играет возбуждение растягиваемых мышц, имеющее, вероятно, охранительную природу. С ростом гибкости растягиваемые мышцы начинают возбуждаться при больших амплитудах движения; их активность при этом снижается. Гибкость не зависит от особенностей телосложения, в частности от длины сегментов тела. Для активной гибкости большое значение имеет так называемая «активная недостаточность» мышцы, т.е. падение сократительной силы мышцы при ее значительном укорочении.

Гибкость зависит от внешней среды: при повышении температуры она увеличивается. На гибкости больше, чем на других физических качествах, сказывается суточная периодика. Так, в утренние часы гибкость значительно снижена. Колебания ее под влиянием разных условий (температура, время дня) надо учитывать при проведении занятий. При неблагоприятных условиях, ведущих к снижению гибкости, следует увеличить разминку.

На протяжении жизни человека значительно изменяются величина суставных поверхностей, эластичность мышц и связок, межпозвоночных дисков, что обуславливает изменение величины подвижности в суставах и уровня развития гибкости. Наибольшая подвижность в суставах наблюдается у детей 10-14 лет. Правда, в отдельных суставах и при некоторых движениях максимальная подвижность наблюдается позже. В этом возрасте работа над развитием гибкости оказывается в 2 раза более эффективной, чем в старшем школьном возрасте. Уровень развития гибкости зависит также от пола занимающихся, особенностей внешней среды и ряда других факторов.

Выделяют также анатомическую, предельно возможную подвижность, ограничителем которой является строение соответствующих суставов. При выполнении обычных движений человек использует лишь небольшую часть предельно возможной подвижности. Соревновательная деятельность в различных видах спорта предъявляет высокие требования к подвижности в суставах. При выполнении отдельных элементов техники подвижность в суставах может достигать 85-95% и более от анатомической. Особенности строения различных суставов и окружающих их тканей определяют анатомически возможные границы гибкости, хотя направленная тренировка улучшает эластичные свойства суставной сумки, связок, изменяет форму сочленяющихся костных поверхностей. Конкретный же уровень гибкости ограничивается прежде всего напряжением мышц-антагонистов. Поэтому гибкость во многом зависит от способности сочетать сокращение мышц, производящих движение, с расслаблением растягиваемых мышц

Источники

  1. Мицкевич, В. А. Плечевой сустав. Вывихи и болевые синдромы / В. А. Мицкевич. – М. : Медицинское информационное агентство, 2016. – 552 c.
  2. Мазнев, Н. И. Лечение остеохондроза / Н. И. Мазнев. – М. : Лада, Этрол, 2007. – 352 c.
  3. Саидов, Ёр Кардиоваскулярная патология при ревматоидном артрите / Ёр Саидов. – М. : LAP Lambert Academic Publishing, 2014. – 224 c.
  4. Я. Ю. Иллек Диагностика и лечение ревматизма у детей / Я. Ю. Иллек, М. Р. Нуритдинов, И. И. Алимджанов. – М. : Издательство медицинской литературы им. Абу Али ибн Сино, 2013. – 168 c.
  5. Родионова, О. Н. Лечебные диеты при болезнях суставов. Лечим артриты, артрозы, подагру / О. Н. Родионова. – М. : Вектор, 2010. – 128 c.
Изображение - Максимальная подвижность суставов 2569556
Автор статьи: Инна Дробыш

Позвольте представиться. Меня зовут Инна. Я уже более 7 лет работаю медицинской сестрой в ревматологическом центре. Я считаю, что в настоящее время являюсь профессионалом в своей области и хочу научить всех посетителей сайта решать сложные и не очень задачи. Все материалы для сайта собраны и тщательно переработаны с целью донести в удобном виде всю необходимую информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте необходима ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ консультация с профессионалами.

Обо мнеОбратная связь
Оцените статью:
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here